Блог Михаила Навернюка feedback

Чего не хватает?Когда я профессионально занялся фрилансом, то обнаружил, что для нормального выполнения моей работы, мне необходимо развить довольно много разных навыков, которых мне никто ранее не преподавал. Естественно, у меня возник вопрос: почему эти полезнейшие навыки так слабо развиты у людей вокруг? Почему, существует такой большой разрыв между тем, чему нас учат, и тем, чему нас надо учить? Много ли знаний вам пригодилось из тех, что вам вогнали в голову в школе и ВУЗе? И как часто вам приходится сожалеть о том, что вы чего-то не умеете?

Я сейчас не говорю о профессиональном образовании. Там тоже полно проблем, но это отдельная тема. Я говорю о базовых навыках, которые нам необходимы в нашей повседневной деятельности. Такое ощущение, что с точки зрения нашей школы человек должен уметь читать надписи на ценниках, и перемножать количество товара на цену. Все остальное, никакой ценности не представляет. Но в современном мире, этого категорически не достаточно.


Возьмем например умение управлять собственным временем. Это чрезвычайно полезное качество, но где можно этому научиться? Огромное количество людей абсолютно не способны справиться с этой задачей. Более того, многие, даже не понимают ее значения. Почему детей не учат еще в начальной школе грамотно распоряжаться собственным временем? Ведь существует множество проверенных методик решения этой проблемы. А для современных детей умение все делать вовремя не менее актуально, чем для взрослых.

Впрочем, ответ на этот вопрос очевиден. Теперешняя российская школа — является ярким представителем института индустриального общества (общества второй волны). Для нашей школы важно научить детей дисциплине, чтобы они могли эффективно закручивать гайки на производстве, и строго следовать предписанному сверху распорядку дня. И по-меньше думать. Тупо работай на конвейере и не выделяйся. Покупай по-больше товаров, для неуклонного роста экономики, а вечером, тоже тупо смотри вместе со всей страной идиотский сериал. Распоряжаться твоим временем должен начальник, чиновник, господин полицейский, кто-угодно, только не ты сам. Больше от благопристойного члена общества ничего не требуется.

Однако, мир уже изменился. Сегодня никто не мечтает работать слесарем на заводе. Сегодня люди мечтают о творческой работе. А творческая работа предполагает и нестандартный распорядок дня. И вот тут у большинства наших (и не только наших) сограждан возникают очень серьезные проблемы. Оказывается, что, когда ваше рабочее время не регламентировано, то, буквально все, валится из рук. Ничего не получается, и ни на что не хватает времени.

Другой пример — риторика. Чрезвычайно полезный навык, но преподают его редко, и только факультативно. А ведь умение грамотно выразить свою мысль — ключевой навык для любой творческой профессии.

Как молодому предпринимателю убедить инвестора выделить деньги на проект, если его никогда не учили связно излагать свои мысли? Как фрилансеру выторговать у заказчика выгодные условия сделки, если он с трудом может объяснить свою позицию? Как привлечь потенциальных клиентов покупать ваш товар, если вы не умеете вразумительно рассказать о преимуществах вашего предложения?

Мало примеров? Вот еще один: кто у нас в стране умеет эффективно пользоваться интеллект-картами? Большинство людей даже не знают, что это такое. А ведь, во многих странах, интеллект-карты преподают в школах. Может поэтому у нас так часто возникает «каша в голове». Просто никто нас не научил, как можно систематизировать информацию и привести мысли в порядок. А ведь интеллект-карты — это мощный инструмент, который помогает принимать правильные решения.

А кого в школе научили принимать решения? Мы ведь, обычно, даже не задумываемся о том, что этому можно научить. Для нас уже само собой разумеется, что вокруг тьма нерешительных людей. И когда решения принимают за нас, мы этого даже не замечаем.

Последнее время во многих школах появились театральные студии и даже стали вести уроки театра. Так и тут хотят все запретить. Вообще с детскими театрами связано множество предрассудков. Почему-то многие воспринимают уроки театра как бесполезную забаву. С другой стороны, люди часто проводят прямую аналогию между детским школьным театром и профессиональным театром, и тогда родители начинают рассматривать театральную студию, как шаг в карьере своих детей.

А ведь смысл детского театра совершенно в другом. Тут дети могут в игровой форме проиграть разные способы взаимодействия друг с другом. Дети учатся общаться, договариваться, распределять роли и ответственность и еще тысячам разных навыков. В театральной студии у ребенка развивается умение управлять своим телом, голосом, эмоциональным состоянием. Все это чрезвычайно важно.

Еще одно распространенное заблуждение — якобы нельзя научить изобретательности, креативности, способности выдумывать что-то новое. Нам кажется, что это врожденный талант. Ничего подобного. Креативность — это самый обыкновенный навык, и она отлично нарабатывается регулярными упражнениями. Но в наших школах, этим (почти) никто не занимается.

Попробуйте писать стихи. Возьмите за правило, каждый день писать десять стихотворных строк. И, буквально через месяц, вы будете в шоке от того, сколько новых идей и оригинальных мыслей станет приходить к вам в голову. Кстати, приглашаю вас на один из моих сайтов (Lit Studio).

А для нашей школы, почему-то, важнее «патриотическое воспитание». Чтобы толпы болванов
ходили строем и дружно, как один, пели гимн.

PS. А каких вам навыков не хватает в повседневной жизни? Поделитесь в комментариях.


6 комментариев на “Чему не учат в школе!”

  • Полностью согласна — учат не тому, чему нужно. Сама испытывала проблемы с тайм-менеджментом и принятием решений (этому, хвала богам, хоть в универе научили). В царской России риторика была одной из основных дисциплин — и в этом был горомный смысл, сейчас же говорить прилично и ясно выражаться могут немногие, кому повезло с подвешенным от природы языком. Так же очень не хватало комммуникативных навыков — сочинения и прочие тексты писались намах, а вот вживую поговрить с кем-то на таком же уровне было гараздо сложнее — сколько хороших знакомств потеряно на этом… Осознание проблемы — полпути к ее решению, так что не все еще потеряно)

    • jupy:

      Вот именно! «Осознание проблемы — полпути к ее решению». Жаль только, что проблемы эти приходится каждому решать самому, а всякого рода Фурсенки, нам в этом деле не подмога.

      • Государственное образование/обучение обслуживает нужды государства, а интересы личности и государства несколько различны — остается образовываться самостоятельно, до тех пор, пока государству не станут массово нужны интеллектуально свободные и развитые люди (слишком красивая перспектива, чтобы быть реальной, к сожалению).

        • jupy:

          Согласен, но дело в том, что современное образование совершенно не адекватно государству. Хуже того, в то время как у нас постоянно декларируется создание постиндустриального общества, наша система образования стремительно скатывается в противоположную сторону. Как можно построить «Мировой Финансовый Центр» или реализовать проект Сколково с такой школой? Наше общество деградирует, и никакому государству это не выгодно. У меня много друзей и знакомых работает в школе, и они говорят, что то, что происходит последнее время — просто ни в какие ворота не лезет. Мы стоим на пороге катастрофы.

          • А за чем это «нам» реализовывать? Есть «более достойные» для этого люди, а от «нас» требуется только регулярный обход газо-нефтепровода. В свете этих реформ очевидно же становится, «госпожа» Тетчер, как говорят, ни разу публично чушь не сморозила, а о перспективах для России она выразилась более чем прозрачно, да и Вашингтон не ровно в нашу сторону дышит. Думать теперь можно только за себя и своих близких — курсы, дистанционные программы, домашнее образование, стажировки (благо, с этим проблем нет — европейские вузы охотно принимают наших студентов). Грустно, но повлиять на процесс в масштабах страны, когда наши «лидеры» так рьяно взялись на народное благо, не представляется возможным.

  • В немецких школах, насколько я слышал, еще в школе учат вести Haushaltsbuch — книгу домашних расходов. Нам бы тоже не помешало.

    На мой взгляд человека, практикующего йогу, какие-то навыки анатомии и физиологии не помешали бы.

    А самое главное, необходимо научить ребенка/человека ответственно относиться к здоровью, донести до него, что быть здоровым — долг перед собой, перед семьей, перед обществом.

    Необходимо научить не доверять «медсволочи», то есть людям, которых интересуют деньги, а здоровье пациента — вопрос десятый.

    Научить разбираться в продуктах питания. Это важно особенно сейчас, когда произошло сращивание пищевой и химической отраслей промышленности.

Оставить комментарий

Подпишитесь на RSS ленту кликнув по картинке:

rss

Или подпишитесь на E-mail рассылку заполнив форму ниже:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Продукты
Бесплатный видео-курс по программированию на C#

Как освоиться в программировании на C# за пару недель